Приветствую Вас Гость | RSS

Официальный сайт МБОУ СОШ села Новодмитриевка

Суббота, 20.04.2024, 14:41

О ФГОС

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
       Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
       1) единство образовательного пространства Российской Федерации;
       2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ была утверждена новая структура государственного образовательного стандарта. Теперь каждый стандарт включает 3 вида требований:

       1) требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; 
       2) требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 
       3) требования к результатам освоения основных образовательных программ.

ФГОС ДО

С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России перешли  на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) .

Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием статьи 12 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию к дошкольному образованию».

Стандарт выдвигает три группы требований:

• Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования;

• Требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования.

• Требования к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования

Отличительные особенности:

Впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящий главной целью формирование успешной личности. Ключевая установка стандарта - поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.

Стандарт поддержки разнообразия детства

С 1 сентября 2013 года вступил в силу Закон "Об образовании в Российской Федерации", который закрепляет дошкольное образование в качестве отдельного уровня общего образования. Новый статус ДО предусматривает разработку Федерального государственного стандарта дошкольного образования - впервые в истории российского образования. Разработчики называют его "стандарт поддержки разнообразия детства". Что стоит за этими словами? И как изменится жизнь детей, родителей и воспитателей. 
Стандарт для  ДО - это требование нового закона об образовании, в котором дошкольное образование признано уровнем общего образования. Сегодня действуют Федеральные государственные требования (ФГТ) к дошкольному образованию, которые состоят из двух частей: требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и требований к условиям её реализации. В стандарте появятся требования к результатам, но это не означает, что выпускникам детских садов придётся сдавать экзамены! Никакой итоговой аттестации не будет, это норма закона. При этом с помощью мониторинговых исследований на разных этапах можно и нужно будет фиксировать уровень развития ребёнка, чтобы педагоги дошкольных учреждений, родители понимали, над чем работать дальше. Внимание к стандарту будет, более пристальным, потому что дошкольное детство - это тот период жизни ребёнка, когда семья проявляет к нему максимальный интерес. И это положительный момент - чем больше заинтересованных людей будет участвовать в обсуждении проекта стандарта дошкольного образования, тем лучше. 

Ребенок - выпускник ДОУ должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность. Т. е главной целью дошкольного образования является не подготовка к школе.

ФГОС НОО     

В соответствии с приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 года  № 373 (зарегистрирован Минюстом России от 22 декабря 2009 года № 15785) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»   новый  стандарт начального общего образования введён в действие с 1 января 2010 года.

      С 1 сентября 2011 г. все российские школы перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) начального общего образования.

      В чем отличие новых стандартов от стандартов 2004 года?

      Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего,  личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная  ребенком за время обучения в школе.

     Федеральный государственный образовательный стандарт  –  это совокупность трех систем требований:

- требований к результату образования, 

- требований к структуре основных образовательных программ (то, как школа выстраивает свою образовательную деятельность), 

- требований к условиям реализации стандарта (кадры, материально-техническая база, информационное сопровождение,  финансы и др.).

     В Стандарте 2004г. детально описывалось содержание образования,  темы, дидактические единицы. В Стандарте 2009г. содержание образования детально и подробно не прописано, зато четко обозначены требования к его результатам.

     Личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности. Личностные результаты основаны на системе ценностных отношений учащихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.

     Метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные).

     Предметные результаты – освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт   специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

     В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий (далее УУД), позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи. Прежде всего, в зависимости от задач, с которыми предстоит столкнуться непосредственно школьнику и выпускнику во взрослой жизни, и разрабатывался новый образовательный стандарт. Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности  УУД.

     Овладение УУД дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знанийумений на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД   –  это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

      Результат образования, прописанный в стандарте, дифференцированный. Базовый, обязательный уровень описан в блоке «Выпускник научится…». Поскольку в зависимости от возможностей, интересов и потребностей обучающихся освоение ими образовательной программы может выходить за рамки базовых знаний (по глубине освоения, по широте охвата), определен также повышенный, по сравнению с базовым, уровень достижений, описанный в блоке планируемых результатов «Выпускник получит возможность научиться…». Таким образом, каждый ученик сам для себя выбирает уровень достижения результатов.

      В Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое. В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России.

      В Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника начальной школы:

- любящий свой народ, свой край и свою Родину; 

- уважающий и принимающий ценности семьи и общества; 

- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; 

- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; 

- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; 

- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; 

- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

     Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления.   Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т.д.

     В Федеральном государственном образовательном стандарте прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть младший школьник. Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний, определена Стандартом как главная ценность обучения. В условиях, когда объем информации удваивается,  как минимум каждые пять лет, важно не просто передать знания человеку, а научить его овладеть новым знанием, новыми видами деятельности.   На уроках, во внеурочной деятельности основное внимание будет уделяться развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ.

     Одним из новшеств следует считать появление внеучебной деятельности в учебном плане. На нее отводится десять часов в неделю во второй половине дня, т.е. в среднем по два часа каждый день. Эти часы не относятся к обязательной учебной нагрузке. Внеурочные занятия не продолжение, а углубление базового содержания образования. Это часы учебного плана по выбору. Теперь у каждого ребенка совместно с родителями появится возможность выбрать себе интересное дело: спортивно-оздоровительные занятия, рисование, музыку и т.д.

     Основная образовательная программа начального общего образования, с которой имеет возможность ознакомиться каждый из родителей обучающихся, определяет систему норм, регламентирующих содержание и организацию образовательного процесса, обеспечивающего достижение планируемых результатов. В образовательной программе прописан планируемый результат, система оценивания, учебный план, особенности организации учебного процесса, используемые технологии и т.д.

      Как было сказано выше, в ФГОС   прописаны требования к условиям реализации Основной общеобразовательной программы начального общего образования. Наличие требований к условиям означает, что без них достижение результата невозможно. В стандарте описываются требования к информационному пространству (что является новым), к материально-техническому обеспечению, учебному оборудованию, к кадровым, финансовым условиям.

     В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов меняется система требований к результату образования, меняется и система оценивания достижений обучающихся. Независимая экспертиза будет направлена на оценку результата образования при переходе четвероклассников на следующую ступень обучения. Обучающиеся 4-х классов напишут итоговые работы по русскому языку и математике, а также комплексную работу на основе текста, которая позволит оценить сформированность универсальных учебных действий,  умения учиться.

     Особое место в новой системе оценивания уделено Портфолио: большинство учеников с 1 класса накапливают свои результаты и представляют их как в классном, так и в индивидуальном портфолио. Теперь наличие подобного портфолио становится обязательным требованием! Не будут подлежать оцениванию ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.), характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.), индивидуальные психологические характеристики выпускников начальной школы.

ФГОС ООО

 Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации». ФГОС ООО представляет собой «совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».

Стандарт выдвигает три группы требований:

     1) Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования.

Каждое образовательное учреждение, исходя из своей уникальности, разрабатывает собственную образовательную программу, Учебный план, учитывая, в том числе запросы и пожелания родителей школьников. Родители должны познакомиться с программой, чтобы понимать, как будут учить ребенка, по каким технологиям, чему его научат, какими качествами и умениями он будет обладать по окончании основной школы.

     2) Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

  Итогом обучения должна будет стать совокупность результатов: 

- личностных (способность к саморазвитию, желание учиться и др.); 
- метапредметных (универсальные учебные действия); 
- предметных (система основных знаний).

      Оцениваться будет не то, что запомнил ребенок, а то, как он понял изученный материал и может ли его применить в разных ситуациях. Наряду с традиционными устными и письменными работами у учеников появится возможность «накопительной оценки» за выполнение тестов, проектов, различных творческих работ. Это могут быть рисунки, сочинения, наблюдения, аудио-, видеоработы, газеты, презентации, создание личного портфолио с коллекцией достижений ученика.

     3) Требования к условиям: реализации основной образовательной программы основного общего образования.

     Раньше никто не вписывал в стандарты нормы, определяющие техническое оснащение учебного процесса, кадровые и финансовые ресурсы. В новом стандарте четко описываются требования к информационному пространству, материально-техническому обеспечению, учебному оборудованию, кадровым и финансовым условиям.

     С информацией о новых образовательных стандартах, образовательными программами по учебным предметам можно ознакомиться на сайте http://standart.edu.ru/

 Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, которые отражены в «портрете выпускника основной школы» (п.6 ФГОС ООО):

  • любящий свой край и свое Отечествознающий русский и родной языкуважающий свой народего культуру и духовные традиции;

  • осознающий и принимающий ценности человеческой жизнисемьигражданского обществамногонационального российского народачеловечества;

  • активно и заинтересованно познающий миросознающий ценность труданауки и творчества;

  • умеющий учитьсяосознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельностиспособный применять полученные знания на практике;

  • социально активныйуважающий закон и правопорядоксоизмеряющий свои поступки с нравственными ценностямиосознающий свои обязанности перед семьейобществомОтечеством;

  • уважающий других людейумеющий вести конструктивный диалогдостигать взаимопониманиясотрудничать для достижения общих результатов;

  • осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизнибезопасного для человека и окружающей его среды;

  • ориентирующийся в мире профессийпонимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

 ОБЩАЯ ИДЕОЛОГИЯ СТАНДАРТА

  • Ориентация на результаты образования,
  • Подход к стандарту как к общественному договору – договору между государством, образовательным учреждением и семьей,
  • Ориентация на системно - деятельностный подход к обучению.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФГОС ООО

Первое отличие ФГОС от его предшественников – опора на результаты выявления запросов личности, семьи, общества и государства к результатам общего образования.

Вторым принципиальным отличием ФГОС является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности.

     Третье принципиальное отличие новых стандартов от предшествующих версий - это отличие в структуре.

     ФГОС ориентирует образование на достижение нового качества, адекватного современным (и даже прогнозируемым) запросам личности, общества и государства.

     Особенность нового стандарта в том, что он вводится как общественный договор. Если раньше главным ответчиком за результаты образования был ребенок, то теперь заключается трехсторонний договор между родителями, образовательным учреждением и руководителем муниципального уровня, где прописаны права и обязанности каждой стороны. Главная задача школы предоставить обучающимся качественное образование.

 Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС ООО понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО).

Кроме того, внеурочная деятельность в основной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:

  • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
  • снизить учебную нагрузку обучающихся;
  • улучшить условия для развития ребенка;
  • учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:

  • физкультурно-спортивное,
  • духовно-нравственное,
  • оздоровительное
  • социальное,
  • общеинтеллектуальное,
  • общекультурное,

       в таких формахкак художественныекультурологическиефилологическиехоровые студиисетевые сообществашкольные спортивные клубы и секцииюношеские организациинаучно-практические конференциишкольные научные обществаолимпиадыпоисковые и научные исследованияобщественно полезные практикивоенно-патриотические объединения и другие формыотличные от урочнойна добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений (п.18 ФГОС ООО).

        Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет образовательное учреждение (п.18.3.1.2 ФГОС ООО).